Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- о специально оборудованных учебных кабинетах:
В учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психо-речевого развития. Группа компенсирующей направленности оснащена в соответствии с возрастными возможностями, особыми потребностями детей с ОВЗ вышеперечисленных анатомо-физиологических особенностей.
В учреждении оборудованы кабинеты педагога-психолога (учителя-дефектолога), учителя-логопеда, сенсорная студия. Кабинеты оснащены оборудованием, содержат специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.), собрана методическая база.
- о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотека: В методическом кабинете собрана библиотека методической и психолого-педагогической литературы, художественная и методическая литература размещена в групповом помещении, кабинетах специалистов и залах.
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для занятий спортом имеется физкультурный зал и спортивная площадка оборудованные спортивным игровым инвентарем, массажными дорожками и оборудованием для спортивных игр, доступны для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в учреждении учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в группе компенсирующей направленности, на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе утвержденных программы развития и воспитания в детском саду «Детство», под редакцией Г.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.А. Гурович, утвержденной Министерством Образования РФ.
Учреждение укомплектовано:
печатными изданиями (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.);
электронными образовательными ресурсами ( образовательные мультимедийные презентации, аудиовизуальные (слайды);
наглядными пособиями (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
спортивными снаряды, мячи и т.п.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников с ОВЗ оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
В учреждении создана психолого-педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования с учетом индивидуальной программы реабилитации ребнка-инвалида, ребенка с ОВЗ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий. В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка. На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание доступен. На входе в учреждение оборудован пандус.
- о специальных условиях питания:
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 20-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами. Для детей с пищевой аллергией организовано диетпитание.
- о специальных условиях охраны здоровья:
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов, двух изоляторов.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
проведение профилактических осмотров;
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состояние образовательного учреждения;
осуществления контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание зданий территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил.
Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в образовательную программу Учреждения.
Согласно санитарным правилам разрабатываются:
режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
Составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
Большое внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации.
Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам, доступа к информационным системам и сетям не предусмотрено.
На сайте учреждения имеется версия для слабовидящих.
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В кабинете учителя-логопеда имееются приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ, а именно интерактивная доска и столы, оснащенные специальными коррекционными играми и заданиями.
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - не предусмотрено.
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – не предусмотрено.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусмотрено.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Наше учреждение ведет работу, направленную на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Под специальными условиями, созданными в нашем учреждении для детей с ОВЗ мы понимаем:
Условиями построения безбарьерной среды в нашем учреждении являются:
Как влияет безбарьерная среда в учреждении на результаты обучения и социальной интеграции детей:
Задачи учреждения при создании безбарьерной среды: